Греция, Афины, акрополь - вечная красота Парфенона

Билет 12 евро, в стоимость входит осмотр и других объектов (действителен четыре дня).

Древние греки придумали всё на свете: атом, комедию, музыку сфер, закон рычага и, конечно, принципы красоты. Греческие статуи до сих пор демонстрируют нам бесподобно прекрасные пропорции, а храм Парфенон служит образцом совершенной архитектуры – хоть и лежит почти в руинах.


Афинский акрополь, включающий в себя Парфенон, расположен на скале (156 метров над уровнем моря) с обрывистыми склонами. Он царит над городом, основанном в незапамятные времена. Во всяком случае, люди на этой скале жили уже в VII-IV тысячелетиях до н.э. Во II тысячелетии до н.э. на акрополе построена крепость, где жители укрывались во время войн, находились органы государственного управления и главные храмы.
Сейчас прикоснуться к древности в виде греческого акрополя можно, если выбрать недорогой тур в Грецию, москвичам же можно купить горящие путевки у метро Нагатинская, и в самом скором времени отправиться в путешествие по современной и древней Греции.



Особого внимания туристов заслуживает Парфенон, посвященный Афине Парфенос (Деве), божественной покровительницей города. Его начали возводить в 447 году до н.э. на месте недостроенного храма, разрушенного на полвека ранее персами. Строительство и отделка продолжались 15 лет – что для такого сооружения и не много.



В это время Афины под управлением Перикла переживали наивысший расцвет, являясь политическим центром Пелопонесса и культурной столицей. Эти факторы позволили создать огромный и дорогой храм. Архитекторы — Иктин и Калликрат (возможно еще и Карпион), общий надзор и скульптурное оформление выполнял великий ваятель Фидий. Секреты, примененные строителями, поражают. Были скорректированы все возможные визуальные искажения, есть даже термин «курватура Парфенона», иначе специально рассчитанная кривизна. Колонны, скажем, для того чтоб они не казались издалека утончающимися в середине, делали немного выпуклыми. Угловые колонны торцов наклонены к центру, две средние – от центра, от этого фасад казался особенно стройным. Таких волшебных находок еще очень много…



Размеры Парфенона в плане 30,9х69,5 метра, в торцах стоят по 8 колонн, вдоль боковых фасадов – по 17. Колонны дорического ордера прорезаны вертикальными желобками (канелюрами) и собраны из идеально притертых друг к другу мраморных блоков – да и весь Парфенон построен без скрепляющего раствора!
Внутренне пространство храма (целла) делилось на два помещения. В центре стояла огромная статуя Афины, отделанная золотом и слоновой костью. Она была в III веке «раздета», а в V веке вывезена в Константинополь, где и погибла.



Парфенон был убран богато и к тому же окрашен в разные цвета. Фидий, кроме Афины, создал метопы (прямоугольные плиты с рельефами) внешнего фриза, внутренний скульптурный фриз, статуи фронтонов. Фрагменты убранства мы можем видеть в разных музеях мира, и в первую очередь в Британском музее.



Как они там оказались? Немного истории: во II веке до н.э. Грецию подчинили римляне и вывезли многие скульптуры Парфенона, в VI веке храм стал христианским и был несколько перестроен, в 1687 году тогдашние властители Греции турки устроили в Парфеноне пороховой склад, в который попало ядро – весь центр храма был уничтожен, обломки растащили жители.
В 1802-1812 годах лорд Томас Элджин, посол Великобритании в Османской империи, с разрешения султана просто отодрал сохранившиеся мраморы фризов и вывез их в Британию. Почти все они попали в Британский музей, где так и называются: «Мраморы Элджина». Впрочем, быть может лорд таким образом спас остатки роскоши Парфенона…



Уже 35 лет греки восстанавливают Парфенон, стараясь водрузить на место то, что разбросано на акрополе, и собрать в новом музее коллекцию мраморов. Британия пока отказывается «вернуть награбленное».
Кроме Парфенона на акрополе стоит полуразрушенный храм Эрехтейон, созданный в конце V века до н.э.



Самая привлекательная часть ионического храма – портик кариатид. Шесть двухметровых красавиц поддерживают архитрав. Они почти не пострадали от времени и варваров, разве только носы и руки отбиты…



Источник: turj.ru

Смотрите также:

  • +2
  • 19 апреля 2010, 16:32
  • MarinaVP

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Место и правда очень интересное. Однако вид сильно портит слишком близко подступивший к акрополю современный город, особенно сувенирный рынок. Да и посмотреть на всю эту красоту вблизи не всем по карману. Билеты довольно дорогие.
avatar

Germanist

  • 9 сентября 2010, 02:14
+
+1
Если бы все люди, с их сувенирами, съестными лавками, гвалтом и фотокамерами вдруг исчезли на пару часов, акрополь предстал бы во всём величии (мечтаю:))).
avatar

MarinaVP

  • 9 сентября 2010, 10:54
+
0
Хочется добавить, что в прошлом году прямо у подножия Акрополя открылся огромный суперсовременный музей, в котором, однако, наряду с выставленными экспонатами (многие из них нашли во время самой постройки музея) в буквальном смысле существуют «пробелы». Греки надеются таким образом «усовестить» британцев и убедить их вернуть древние ценности на родину. Кстати, Олимпиада 2012, которая пройдет в Лондоне, может стать для этого хорошим поводом…
avatar

vasilatos-elena

  • 11 сентября 2010, 17:15
+
0
Не устаешь восхищаться античной догадкой)Вы знаете почему когда ядро попало в склад колонны выстояли? Нам это в школе рассказывали, оказывается колонны сходятся примерно на высоте 300-400 метров в одну точку, этим и была достигнута такая крепость здания.
avatar

nage1

  • 12 сентября 2010, 22:25
+
0
Насчёт этого воображаемого схождения — очень интересный факт. Известно, что в средневековом изобразительном искусстве с перспективой были огромные проблемы — ну не ведали художники «тёмных веков» про её законы. А вот греки их знали и использовали, в том числе в архитектуре — вот хотя бы такое невидимое глазу, но предполагаемое схождение говорит о многом.
avatar

MarinaVP

  • 12 сентября 2010, 22:28

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Достопримечательности по странам: